Мини-рынки «расширенной продажи продуктов
питания», согласно постановлению новосибирского мэра Владимира
Городецкого, начали работать в разных районах Новосибирска с
12 октября. Всего было открыто 14 площадок. «Уже в 10 утра на площадках
собрались покупатели, формировались очереди. Улицы заранее перекрывали
сотрудники милиции и ГИБДД», — рассказал «Ведомостям» Андрей Кузнецов,
представитель Сибирского аграрного холдинга (САХО), который привез на
рынки пять наименований формового хлеба от своих предприятий.
Постановление мэра предусматривает участие в таких ярмарках только
местных товаропроизводителей, и торговать они должны по ценам ниже
существующих в цивилизованной рознице на 30-50%.
Как
долго будут работать такие рынки, власти не сообщают, но, как рассказал
вице-губернатор Новосибирской области Виктор Гергерт, продовольственные
ярмарки планируется сделать ежедневными. Профессиональных операторов у
рынков нет, организацию и мониторинг цен на продукты осуществляет
закрепленный за каждым участком специалист агропромышленного управления
райадминистрации, пояснил Гергерт. По его словам, в торгах участвовали
производители хлеба, мяса, молока, растительного масла (в том числе и
фермеры), а также розничные операторы. «Официального регламента цен не
было, но мы давали продавцам рекомендации по стоимости, различные на
каждом участке, — говорит Гергерт. — Цены на каждом участке были ниже
среднерыночных, и, по нашим данным, даже на обычных районных рынках они
упали вследствие конкуренции на 10-15%». На спецрынках пачку сливочного
масла можно купить за 13 руб. (в рознице — около 25 руб.), десяток
куриных яиц — за 19 руб. (25-30 руб.), формовой хлеб — от 9 руб. (до
17 руб.).
По словам Кузнецова, снижать цены на хлеб для рынков не пришлось,
так как у САХО они на 50% ниже среднерыночных (9,5-10 руб. за булку
высшего сорта) благодаря собственной сырьевой базе (у компании 8000 га
собственных сельхозугодий). «Поскольку в новосибирской рознице у нас
слабые позиции, то для нас продажи на спецрынках — это расширение
сбыта», — отметил Кузнецов. Руководитель по внешним связям
«Вимм-билль-данна» на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке Антон
Калтыгин сообщил, что его компания в ближайшие дни начнет поставлять
продукцию на ярмарки по оптовым ценам.
Одновременно с началом уличной торговли мэрия обратилась к
представителям торговых сетей. В пятницу прошло заседание, на котором
чиновники обратились к 16 торговым сетям города с просьбой снизить и
зафиксировать цены на 28 наименований продуктов (молоко, хлеб, кефир,
сметану, масло, сыры, рыбу, мясо, крупы, овощи). Ритейлеры утверждают,
что розничные цены преимущественно зависят от поставщиков, которые в
последние два месяца внушительно повысили отпускные цены. Руководитель
проекта «гипермаркеты» компании «Сибирский гигант» Роман Загуменный
рассказал, что еще до совещания в мэрии в их компании по собственной
инициативе прекратили сотрудничество с поставщиками, повышающими цены:
«Ситуация дошла до абсурда, сегодня сыр маасдам стоит дешевле
российского (195 руб. против 201 руб. за 1 кг)». С пятницы в
«Сибгиганте» начали снижать цены за счет собственной торговой наценки,
которая составляет 18%. По словам Загуменного, порядка 50 позиций
товаров подешевеют на 5-20%. В сети магазинов «Квартал» началась акция
«Молочные скидки — 20%». Снизить цены с понедельника за счет торговой
наценки пообещал и гендиректор сети «Быстроном» Тимофей Герасько.
Директор по корпоративному развитию «Новых торговых систем»
(франчайзи «Пятерочки» и владелец сети «Столичный») Александр Агеев не
считает возможным снизить цены за счет наценки: «Мы и так работаем с
минимальной торговой наценкой — от 7% до 15%». По его словам, за
сентябрь — октябрь поставщики сыра подняли цены на 37%, молока — более
чем на 30%. «Компенсировать это за счет снижения наценки невозможно», —
говорит Агеев.