Институтом Аграрного Маркетинга (ИАМ) в
октябре 2007 г. подготовлено исследование российского рынка молочных
консервов. Благодаря оценке основных особенностей рынка, а также
тенденций его развития были спрогнозированы перспективы развития
данного сегмента молочного рынка на период до 2012 г.
На протяжении 6 лет (до 2005 г. включительно) в целом по России
наблюдалась отчетливая тенденция к увеличению производства молочных
консервов. В дальнейшем в данном сегменте молочного рынка наметилась
тенденция к сокращению производства: в 2006 г. выпуск продукции
уменьшился на 3,1% по сравнению с 2005 г.
Динамика производства молочных консервов в России за 2000-2006 гг.: Доли регионов - основных производителей молочных консервов России:
Десятку лидеров 2006 г. по производству
молочных консервов на федеральном уровне представляют следующие регионы
России: Белгородская, Смоленская, Орловская, Омская области,
Краснодарский край, Тюменская, Курганская, Курская, Кемеровская,
Воронежская области. Суммарная доля этих регионов в общероссийском
объеме производства молочно-консервной продукции составляет 80%.
В настоящее время российский рынок молочных консервов не является
зависимым от импортных поставок, более того, доля импортной продукции в
общих ресурсах имеет тенденцию к сокращению. Так, если в 2004 г.
российский рынок зависел от импорта на 2%, то в 2006 г. - лишь на 0,2%.
Ограничение ввоза молочных консервов из Украины в 2006 г. (доля
ввоза которой составляла порядка 95%) повлияло на изменение структуры
стран-поставщиков в общероссийском объеме импорта. В результате
структурных изменений упрочились позиции Литвы, Германии и Нидерландов.
Структура импорта молочных консервов по странам-поставщикам:
За период 2004-2006 гг. было отмечено
сокращение общероссийской емкости рынка на 6,9%, что обусловлено
снижением уровня потребления молочных консервов в пересчете на душу
населения. Сокращение розничного потребления консервированной молочной
продукции объясняется тем, что если раньше она была одним из немногих
доступных молочных десертов, то в настоящее время потребителю
предлагается широкий выбор различных видов продукции: муссов,
молочно-шоколадных паст, йогуртов, творожков, глазированных сырков и
т.п. Кроме того, авторитет этого продукта подрывает невысокое качество
продукта.
Что касается промышленного потребления сгущенного молока, то оно,
напротив, показывает положительную динамику, благодаря увеличению его
использования, в первую очередь, кондитерскими предприятиями.
В связи с тем, что российский рынок молочных консервов является
профицитным, и объемы собственного производства продукции примерно на
10-15% превышают спрос на нее, то одной из особенностей рынка является
увеличение экспорта. За период 2004-2006 гг. объемы вывозимой за
пределы РФ молочноконсервной продукции увеличились почти в 2 раза.
В настоящее время большинство молочно-консервных комбинатов России
имеют недозагруженные производственные мощности: в 2006 г.
среднероссийский показатель использования производственных мощностей
составил 66%. Недозагрузка производственных мощностей связана, прежде
всего, не с их износом, а с недостатком сырья. В этих условиях
предприятия, по уже сложившейся традиции (ВБД, Юнимилк и проч.),
обзаводятся собственными сырьевыми базами.
Другие добиваются значительных объемов выпуска, нарушая технологии
производства и снижая качество продукции. По результатам проверки
качества сгущенного молока в российских розничных магазинах
Общенациональной Ассоциацией Генетической Безопасности (ОАГБ) 80%
исследованной продукции не соответствует стандартам качества.
Одной из основных особенностей отрасли в настоящее время является
консолидация активов в руках небольшой группы наиболее значимых игроков
рынка молочных консервов. По результатам проведенного ИАМ исследования,
максимальные совокупные доли на рынке (порядка 20%) в настоящее время
имеют: ЗАО Торговый Дом «Союзконсервмолоко» (владелец торговой марки
«Густияр») и Компания «Эрконпродукт» (торговая марка «Молочная страна»).
Лидеры молочного рынка Федерального уровня - Компании «Юнимилк» и
«Вимм-Билль-Данн» - в данном сегменте занимают не столь сильные
позиции. Компании «Юнимилк», в состав группы лиц которой входит четыре
предприятия выпускающих молочные консервы, принадлежит 10%-ая доля
рынка, Компании «Вимм-Билль-Данн» - всего 3%.
По мнению экспертов ИАМ, в ближайшей перспективе рынок молочных
консервов ожидает дальнейшее разделение среди небольшой группы
сильнейших игроков, значительных инвествложений в строительство новых
комбинатов молочных консервов не ожидается, а увеличение конкурентных
возможностей будет происходить за счет расширения ассортимента
продукции.
Еще одной особенностью рынка в настоящее время является развитие
молочно-консервными предприятиями параллельных производств и выпуск
совершенно новых для себя продуктов. Так, например, ООО
«Нижнекисляйский молочно-консервный комбинат» в Воронежской области с
2005 г. освоил производство овощных и мясорастительных консервов. ОАО
«Ялуторовскмолоко» (Тюменская область), являясь одним из основных
производителей молочно-консервной продукции, при инвестиционной
поддержке Компании «Юнимилк» в 2006 г. начал выпуск полного
ассортимента молочной продукции под торговой маркой «Простоквашино».
Но дальше всех шагнула Компания «Эрконпродукт», начавшая свой бизнес
с выпуска молочных консервов, в 2003 г. вышла на рынок овощной
консервации, а в настоящее время намеревается обозначиться и на сырном
рынке.
Агентство АгроФакт
|