МЭРТ подготовил перечень товаров, экспорт которых предлагается
временно запретить. В основном это продовольствие – молоко, сливки,
зерно, мука… Подчеркивается, что такая мера вполне легитимна и может
быть использована в исключительных случаях, в частности, для
предотвращения уменьшения критического недостатка продовольственных
товаров на внутреннем рынке страны.
Министерство экономического развития и торговли направило в
правительство РФ перечень "существенно важных товаров для внутреннего
рынка страны", экспорт которых предлагается временно запретить. Как
сообщили в пресс-службе МЭРТ, в "черный список" вошли следующие
стратегические товары: молоко и сливки, несгущенные и без добавления
сахара или других подслащивающих веществ, молоко и сливки, сгущенные
или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ, пшеница и
меслин, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная или пшенично-ржаная,
мука ржаная, соевые бобы, дробленые или недробленые, семена рапса,
семена подсолнечника, масло соевое и его фракции, нерафинированные или
рафинированные, но без химического состава, масло подсолнечное,
сафлоровое или хлопковое и их фракции, масло рапсовое или горчичное.
До настоящего времени такой перечень не был определен, и правовые
основания для возможного применения РФ указанных мер нетарифного
регулирования для урегулирования ситуации на внутреннем рынке
отсутствовали. Между тем, статья 21 Федерального закона под номером 164
от 8 декабря 2003 г "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" позволяет правительству в "особых" случаях
применять практику запрета вывоза из страны отдельных видов
продовольственной продукции, относящихся к товарам повседневного спроса.
В сообщении МЭРТ подчеркивается, что временный запрет на экспорт
"существенно важных товаров внутреннего рынка" является более
эффективной мерой в части оперативности принятия решения по защите
внутреннего рынка РФ, чем введение запретительного уровня ставки
вывозной таможенной пошлины. Прежде всего, введение "одномоментного"
запрета на экспорт определенных товаров может вступить в действие
значительно раньше, чем в случае принятия решения об изменении вывозной
таможенной пошлины, которая вступает в силу через месяц после
официального опубликования новых ставок.
Речь не идет о том, что стране с победившей суверенной демократией,
в которой власть неустанно заявляет об увеличении социальных программ и
росте экономики, грозит голод. Вводимые временные ограничения на
экспорт продовольственных товаров первой необходимости является
очередной попыткой власти обуздать инфляцию, которая по итогам 2007 г
может вплотную приблизиться к отметке в 12 процентов. Правительство в
борьбе с инфляцией которая отчасти спровоцирована значительным ростом
цен на продукты питания, получает в свое распоряжение действенный
рычаг, который может быть применен в зависимости от складывающейся
ситуации практически сразу без особых задержек.
Главный вопрос - приведут ли "превентивные" меры на российском рынке
сельхозпродукции, связанные с запретом на экспорт определенных видов
товаров, к желаемому снижению цен на социально значимые продукты
питания или, по крайней мере, к их стабилизации? Ведь понятно, что
власть своими действиями старается "угодить" народу, который до весны
2008 г российской политической элитой рассматривается исключительно как
электорат. В середине декабря 2007 г Кремль и парламентское большинство
должно определиться с кандидатурой на пост президента РФ, проще говоря,
преемником. Хотя важно заметить, что осеннее подорожание цен, не на
шутку встревожившее политиков и чиновников, не привело к неожиданностям
на декабрьских парламентских выборах. Прогнозы лидера ЛДПР Владимира
Жириновского о том, что из-за роста цен на продукты народ не поддержит
власть на выборах, не оправдался. Это можно считать феноменом прошедших
выборов или пресловутой "загадкой русской души", воспетой классиками.
Напомним, что еще в ноябре МЭРТ заявило, что будет следить за
"чувствительными" товарами, не исключив того, что в будущем могут
приниматься превентивные меры против возможного роста цен. Тогда же
глава ведомства Эльвира Набиуллина подчеркнула, что МЭРТ перешло в
режим оперативной работы по прогнозу возможных всплесков цен на
продукты питания. Она заявила, что подготовлен список товаров, на
которые значительно влияют экспортно-импортные операции, а также
ситуация на мировом рынке. Ранее, в октябре МЭРТ объявило войну росту
цен – с 15 до 5 проц были снижены, в частности, импортные пошлины на
растительное масло, молоко и молочную продукцию. Тогда же было решено,
что с 1 января по 1 июля 2008 г произойдет сезонное снижение пошлин на
некоторые виды овощей /морковь, капусту, свеклу/ с 15 до 5 проц.
Параллельно с этим было проведено совместное совещание производителей,
ритейлеров, МЭРТ, Минсельхоза и ФАС, на котором было принято решение о
замораживании цен на продукты питания с 24 октября по 31 января 2008 г
Позже "заморозку" продлили до конца марта 2008 г, что с точки зрения
политической логики вполне закономерно – 2 марта в РФ состоятся
президентские выборы.
Напомним, что только в сентябре 2007 г по данным Росстата цены на
подсолнечное масло выросли на 13,5 проц, а недорогое пастеризованное
молоко на 9,4 проц. "Народная статистика" показала более серьезный рост
цен на основные виды продовольственных товаров первой необходимости –
более 30 проц.
Ситуацию взял под личный контроль Владимир Путин, который заявил,
что удорожание продуктов питания в стране спровоцировано мировой
конъюнктурой. На зарубежных рынках еще в середине лета обозначился рост
цен на сельхозпродукцию – в частности, ЕС принял решение ограничить
субсидии фермерским хозяйствам.
Перед правительством РФ снова возникла застарелая проблема роста
импорта в РФ, в частности, в сфере сельхозпродукции. Нынешней осенью
этот вопрос особо обострился в связи со снижением курса доллара по
отношению к основным мировым валютам, что в конечном итоге привело к
снижению цен на импортируемые товары в Россию. Таким образом, борьба с
инфляцией с помощью укрепления рубля – этакая палочка-выручалочка
правительства – осенью 2007 г стала опасной затеей из-за резкого роста
цен на продукты питания.
Эксперты с самого начала "чиновничьей" кампании по борьбе с
удорожанием продуктов питания говорили о том, что замораживание цен в
этом сегменте рынка только усугубит ситуацию – образуется дефицит
"замороженных" товаров, так как производителям придется сокращать их
производство. Но, похоже, правительство продолжает по полной программе
использовать административный ресурс и, действуя вопреки экономической
логике, а исключительно по "политическому зову", решило предотвратить
угрозу дефицита за счет запрета на вывоз за границу того же масла,
зерна, муки и молока.
Насколько последние решения власти сумеют остановить рост цен на
продовольствие в РФ – большой вопрос. Но то, что бизнес, работающий в
сфере сельского хозяйства, столкнется с определенными проблемами,
очевидно. Неопределенность и нервозность на продовольственном рынке
усиливается ввиду того, что пока неизвестно, как долго правительство
собирается запрещать экспорт муки, молока и растительного масла. Ввиду
того, что запрет вводится немедленно и месячной отсрочки не будет,
риски так называемых "длинных" позиций по контрактам экспортеров резко
возрастают. А ведь необходимость объективных прогнозов развития и
мониторинга рынка – не роскошь, а условие ведения бизнеса.
Неясно, как экспортерам сельхозпродукции в дальнейшем обосновывать
перед партнерами форс-мажорные обстоятельства в случае неисполнения
контрактных обязательств при введении запрета экспорта. Кроме того,
сельское хозяйство в РФ остается, как говорится, на "задворках"
социально-экономической программы развития страны, несмотря на то, что
программа развития АПК является одним из национальных проектов.
Нехватка оборотных средств, незначительные объемы инвестиций /особенно
у хозяйств "средней руки"/ не дают возможности этой сфере экономики
прочно встать на рыночные рельсы.
Главный источник получения прибыли для сельхозпроизводителей РФ –
это преимущественно доходы от экспорта продукции, который в последние
годы неуклонно растет. Например, если в 2002-2003 г мы экспортировали
порядка 200 тыс тонн растительного масла, то в 2005-2006 г уже продали
за рубеж более 600 тыс тон этой продукции. С учетом того, что на цены
на то же масло в мире растут, "крестьяне" от бизнеса получили
значительный рост доходов.
За последние 5 лет производственные мощности по переработке семян
масленичных культур выросли на 10 проц, однако понятно, что рост
производства в этой сфере приблизительно на 2 проц в год значительно
отстает от общих темпов экономического развития, находящийся на уровне
6-7 проц.
Заметим, что инвестиции в сельское хозяйство – это "длинные" деньги.
Кроме обновления и модернизации устаревшего оборудования /износ
производственных фондов в отрасли составляет более 50 проц/, необходимо
на соответствующем уровне поддерживать плодородность земель, на которых
растет тот же подсолнечник. А количество посевных площадей в РФ тем не
менее сокращается.
Догадывается ли правительство о том, что агропромышленный сектор
страны остро нуждается в реформировании? Заметим, что министр сельского
хозяйства РФ Алексей Гордеев является членом "Единой России". Ему как
никому другому должно быть понятно, что одномоментное введение запрета
на экспорт "списочных" товаров может привести к серьезным последствиям
для этого сектора экономики. Но также понятно, что для единоросса
А.Гордеева политические амбиции и перспективы его партии накануне
выборов не менее существенны. Что ж, парламентские выборы в стране
прошли. Остается теперь пережить выборы президентские. Оптимисты
по-прежнему надеются, что после их завершения страна вернется к
рыночным реформам в стране и на время прекратит "эксперименты" из серии
плановой советской экономики. Поживем – увидим.
06.12.2007 17:10
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=2211&ct=articles
|