В ближайшее время Россия может ограничить импорт
молока, прежде всего, из Белоруссии. «Я дал поручение Минэкономразвития
в рамках комиссии по таможенно-тарифному регулированию рассмотреть
проблемные вопросы, связанные с ситуацией (ценовой политикой Белоруссии
и поставками сухого молока в Россию. - «Газета»)», - заявил вчера по
итогам селекторного совещания с регионами по вопросам развития
отечественного молочного животноводства первый вице-премьер Виктор
Зубков.
По мнению чиновников, импорт молока из
Белоруссии мешает развиваться отечественной молочной отрасли, поскольку
белорусские производители благодаря государственной поддержке имеют
возможность демпинговать, в результате чего российская продукция
становится неконкурентоспособной по цене. «В рамках комиссии по
таможенно-тарифному регулированию может быть инициировано
антидемпинговое расследование», - пригрозил Зубков. Эту позицию
поддержал глава Минсельхоза Алексей Гордеев, отметивший, что рост
импорта молока является одним из факторов, влияющих на снижение
закупочных цен на сырое молоко, в то время как розничные цены
продолжают рост. Так, по данным министра, за последнее время в
Республике Марий Эл закупочные цены на молоко упали на 20%, в то время
как потребительские выросли на 25%. В Воронежской области переработчики
снизили закупочные цены на 82%, при этом цена на молоко в рознице
выросла на 107%. Теперь правительство планирует разработать комплексную программу
развития отечественного молочного животноводства на пять лет. «В этой
программе ключевыми должны стать вопросы производства и первичной
переработки молочной продукции. Крайне важным полагаю решение вопросов
кормовой базы, усиление кооперации и создание системы реализации молока
и молочных продуктов на кооперативных сельскохозяйственных рынках и
рынках выходного дня», - обозначил главные тезисы будущей программы
Виктор Зубков.
Чья бы корова мычала
Между тем если предложенные правительством меры будут выполнены хотя
бы в их первой части, ограничении импорта, уже к осени на российском
рынке можно ожидать возникновения серьезного дефицита и, как следствие,
роста цен на молочную продукцию.
Поясним: в среднем в России ежегодно производится около 31 млн тонн
молока. Но по данным Росстата, 51% производится в хозяйствах населения.
А это значит, что для промышленных нужд в России молока производится
значительно меньше. Отсюда вытекает главная проблема отечественной
молочной индустрии: молоко в России является сезонным продуктом. «Летом
у нас всегда перепроизводство. Я знаю очень многих производителей и
трейдеров, которые просто выливают продукт, потому что его невозможно
продать. А зимой у нас возникает дефицит, и тогда появляется
потребность в сухом молоке», - поясняет руководитель отраслевого ИА
Dairynews Михаил Мищенко. Как правило, зимний дефицит и восполняется за
счет импортных поставок. «Запретить ввозить продукцию при отсутствии
собственного сырья - разве это способ? - удивляется гендиректор МК
«Останкино» Теймураз Куталадзе. - Я понимаю, если бы наши коровы
круглый год мычали от молока. Но нашим коровам никто не конкурент,
потому что у нас их просто нет».
Купить - подоить - зарезать
В идеале, отечественные производители должны были бы высушивать
летние излишки молока и продавать их зимой, однако сегодня система
производства и переработки молока не функционирует, а вся программа по
поддержке отрасли пока что сводилась к покупке за рубежом молочного
стада. «Каждый год у нас сокращается поголовье, притом, что каждый год
мы закупаем скот, - констатирует Мищенко. - Дело в том, что сначала
фермеры вкладываются в покупку скота, потом летом молоко вынуждены
просто выбрасывать, и в итоге осенью скотину просто режут. Вот и все
инвестиции». «Государство должно усилить свою роль на этом рынке и
скупать излишки молока у сельхозпроизводителей, хранить его в
интервенционном фонде, а затем при необходимости продавать на рынке или
отправлять на экспорт», - предлагает председатель совета директоров ОАО
«Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Давид Якобашвили.
В сухом остатке
Но пока что все принятые чиновниками меры по регулированию молочного
рынка лишь осложняют ситуацию. Яркий пример тому - подписанный
президентом на прошлой неделе техрегламент о молоке и молочных
продуктах. Через полгода называться молоком сможет только продукция,
изготовленная без применения молочного порошка. В результате
подавляющее большинство производителей обязаны будут называть свою
продукцию молочным напитком. По мнению аналитиков рынка, новые нормы
приведут к возникновению дополнительного дефицита на рынке, потому что
потребители просто откажутся покупать напиток. «Такого разделения нет
нигде в мире, - возмущается Михаил Мищенко. - Государство, в первую
очередь, должно стимулировать потребление молока и доводить до
потребителя главную мысль: молоко полезно. Регламент же, наоборот,
делит продукт на молоко и не молоко».
24.06.2008 / КИРА РЕМНЕВА
Материал опубликован в "Газете" №116 от 25.06.2008г.
|